Тема: счет, состав числа
Возраст: от 4 лет
Наполнение:
Цель пособия:
Купить на Двойкам-НЕТ!
Ход занятия
Маленькие карточки визуально легко разделить на 4 части: с геометрическими фигурами, с фигурами из одинаковых квадратов, с цветными точками, с гирляндами.
12 однотипных маленьких карточек относятся к двум игровым полям (большие карточки), по 6 карточек к каждой, для того чтобы понять какие к какому, надо посчитать количество предметов на маленьких карточках и подобрать игровое поле с соответствующей цифрой.
Когда маленькие карточки подобраны к игровым полям, можно переходить к выполнению задания, которое написано на игровом поле внизу. Раскладываем маленькие карточки в соответствии с ним. Когда все маленькие карточки разложены на игровом поле, проверяем правильно ли выполнено задание.
Переворачиваем каждую маленькую карточку на своем месте, и если задание было выполнено верно, перед нами сложится картинка с животными. Количество животных соответствует числу на игровом поле, и картинка поможет наглядно показать и понять состав числа.
Фигурка карандаша помогает правильно сориентировать маленькие карточки, чтобы получить оборотную картинку.
Задания, предлагаемые в игре:
Каждую игру можно начинать с тренировки счета предметов и сопоставления количества числу (в нашем случае цифрам на игровых полях).
Описание заданий и оборотов:
Игровое поле 3.
Маленькие карточки с тремя геометрическими фигурами.
Раскладываем карточки на игровом поле таким образом, чтобы в группе геометрических фигур не было фигуры данной формы и цвета.
Оборот.
3 лисы:
1 взрослая + 2 лисенка,
2 сидят + 1 стоит.
Игровое поле 4.
Маленькие карточки с четырьмя геометрическими фигурами.
Подбираем карточки на игровом поле таким образом, чтобы совпадали группы фигур.
Оборот.
4 ежа:
1 взрослый + 3 ежонка,
2 с листочком + 2 без листочка,
2 стоят + 1 сидит + 1 лежит.
Игровое поле 5.
Маленькие карточки с фигурами из пяти квадратов.
Раскладываем карточки на игровом поле таким образом, чтобы фигуру на поле можно было бы сложить из двух одинаковых фигур на карточке.
Оборот.
5 белок:
1 взрослая + 4 бельчонка,
2 с грибом + 3 без гриба,
Внимание: есть совпадение, оранжевую и фиолетовую фигуру можно сложить из фигуры «Т», но одну из этих фигур можно сложить из другой фигуры на маленькой карточке, и только ее.
Игровое поле 6.
Маленькие карточки с фигурами из шести квадратов.
Раскладываем карточки на игровом поле таким образом, чтобы фигуры состояли из одних и тех же квадратов (по цвету).
Оборот.
6 черепах:
1 есть траву + 5 не едят,
2 взрослые + 4 черепашонка,
3 с зелеными пятнами+3 с коричневыми
4 идут сами + 2 едут на других
Игровое поле 7.
Маленькие карточки с семью разноцветными точками.
Раскладываем карточки на игровом поле таким образом, чтобы точки на карточке и фишке домино совпадали по цвету и количеству .
Оборот.
7 слонов:
1 с бивнями + 6 без бивней,
2 взрослых + 5 слонят,
3 цветных + 4 серых,
Игровое поле 8.
Маленькие карточки с восемью цветными точками.
Подбираем карточки на игровом поле таким образом, чтобы по точкам можно было бы построить соответствующие фигуры.
Оборот.
8 зебр:
1 с синими полосками + 6 с черными,
2 взрослые + 6 детенышей,
3 скачут + 5 стоит
4 вправо + 4 влево.
Игровое поле 9.
Маленькие карточки с гирляндой из 9 лампочек.
Раскладываем карточки на игровом поле таким образом, чтобы видимая часть гирлянды на игровом поле была частью гирлянды на маленькой карточке.
Оборот.
9 зайцев:
1 плачет + 8 нет,
2 взрослых + 7 зайчат,
3 с морковками + 6 без,
4 серых + 5 белых.
Игровое поле 10.
Маленькие карточки с гирляндой из 10 лампочек.
Раскладываем карточки на игровом поле таким образом, чтобы совпадали наборы лампочек.
Оборот.
10 кошек:
1 спиной + 9 нет,
2 лежат + 8 нет,
3 взрослых + 7 котят,
4 с белыми кончиками хвостов + 6 нет,
5 серых + 5 белых.
Для всех картинок с животными можно найти другие способы разделения их на группы.
Дополнительные задания с карточками:
С маленькими карточками можно дать дополнительные задания, не связанные с заданиями на игровом поле.
Для карточек с геометрическими фигурами (использовать можно все 12 карточек), можно попросить найти одинаковые фигуры.
Письменной задание: нарисовать одну из фигур с карточки.
Для карточек с разноцветными квадратами, можно подобрать наборы таким образом, чтобы их можно было получить один из другого прибавлением одного квадрата любого цвета (или удалением), а какие наборы такой пары не имеют. Какой набор можно получить из другого заменой цвета одного из квадратов.
Письменное задание: нарисовать зеркальную (перевернутую) фигуру, нарисовать половину фигуры из 6 клеток, если ее можно разделить на одинаковые фигуры.
Для карточек с цветными точками, найти такие наборы, которые между собой отличаются только одной точкой.
Письменное задание: начертить фигуры с заданными вершинами.
Для карточек с гирляндами: найти гирлянды, которые отличаются друг от друга только одной лампочкой.
Письменное задание: повторить с помощью цветных карандашей (или первых букв цвета) цепочку очередности цвета лампочек, или соблюсти некоторые правила: пропустить один цвет или заменить один цвет на другой, или поменять цвет одной из лампочек (указать порядковый номер лампочки, цвет которой надо изменить).