Зри в корень!


Зри в корень!

Тема: русский язык, словообразование

Возраст: 5 — 12

Наполнение:

  • 48 карточек домино
  • методическое пособие

Цель пособия:

- формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
- закрепление понятия «родственные слова»;
- закрепление словообразовательных навыков; 
- расширение и систематизация словарного запаса по группам родственных слов; 
- развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, связной речи в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

Купить на Двойкам-НЕТ!


Купить на OZON

 

 

Для грамотного письма абсолютно необходимо понимать, как устроено слово, одним из первых правил орфографии, с которым знакомят в школе и которое становится самым используемым на протяжении всей жизни, - безударные гласные В КОРНЕ. Так где же он - корень, как на этот корень "нанизываются" другие части слова, чтобы получились новые слова? Давайте поиграем....

Пример карточек

 

Гнёзда родственных слов в игре сформированы вокруг следующих слов: 
ухо, голова, нос, рука, глаз, лёд, снег, вода, земля, дом, дорога, цветок.

Варианты занятий:

Игра 1. «Домино» ( Количество игроков: от двух и более.)

Играющим сдаются по 5-7 карточек, остальные – резерв («базар»). С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход, который выкладывает любую карточку. Переход хода выполняется по часовой стрелке. Следующий игрок кладёт карточку с подходящим родственным словом. Если подходящей карточки нет, то играющий берёт одну из резерва («базара»). Если и взятую карточку некуда подставить, игрок пропускает ход.

Игра заканчивается, когда один из играющих выложит последнюю карточку – он победитель. Возможно окончание игры «рыбой» - так называется блокировка выкладки, когда на руках еще есть карточки, но доложить их некуда. В таком случае выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех карточек.

Пример игры "Домино"

Игра 2. «Рядочки» (Количество игроков: от трёх и более)
Раздающий выкладывает горизонтально на столе лицевой стороной карточки на одну меньше, чем игроков. Остальные раздаются между игроками поровну, лишние карточки, если остались, откладываются (они в игре не участвуют). С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок вертикально подставляет карточку, с подходящим родственным словом к любой из горизонтально расположенных карточек. Переход хода выполняется по часовой стрелке. В ряду карточки подставляют в любом порядке. Пока не закончен один ряд, нельзя переходить к следующему. Если нет возможности подставить карточку, играющий пропускает ход. 
Выигрывает тот, кто первый выложит свои карточки, или тот, у кого меньше всего останется карточек, при варианте «рыбы» (смотри первый вариант игры).

Игра 3. «У кого больше» (Количество игроков: от трёх и более)
Карточки раздаются между игроками поровну. Игроки кладут карточки стопкой лицевой стороной вниз около себя. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок берёт верхнюю карточку из своей стопки и кладет её в центр стола в открытом виде. Следующий по часовой стрелке делает то же самое до тех пор, пока на карточках, наложенных друг на друга, не окажутся родственные слова. В этом случае игрок, последний игрок, забирает себе всю стопку и кладет рядом с собой, не смешивая с другими карточками. Игра продолжается. Когда все карточки, полученные игроками в начале игры, будут выложены, игра считается законченной. 
Победителем считается игрок, у кого окажется больше всего «захваченных» карточек.

Варианты дополнительных заданий:

  • Ребёнок берёт любую карточку или несколько и составляет предложения со словами, изображенными на них. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
  • Ребёнок отбирает карточки с родственными словами и придумывает с этими словами предложения. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
  • Ребёнок берёт любую карточку и придумывает одно предложение с использованием обоих слов.
Полный список слов:

1. Ухо, ушастый, подушка, ушной, наушники, ушанка, лопоухий, длинноухий.
2. Голова, подголовник, головастик, трехголовый, головоломка, головной, заголовок, сорвиголова. 
3. Нос, переносица, носовой, курносый, длинноносый, звездонос, носорог, носище.
4. Рука, рукомойник, наручный, безрукавка, рукавицы, вручать, рукопись, рукодельница.
5. Глаз, косоглазый, глазок, одноглазый, синеглазка, глазастый, поглазеть, глазунья.
6. Лёд, льдина, ледоход, ледокол, гололёд, ледяной, подлёдный, леденец.
7. Снег, подснежник, снежинка, снеговик, белоснежный, снегирь, Снегурочка, снежок. 
8. Вода, водопой, водяной, водоросли, водолаз, подводный, глубоководный, водопроводчик.
9. Земля, подземный, земляной, землетрясение, земляника, наземный, приземлиться, землекоп. 
10. Дом, домохозяйка, домовой, домосед, домовитый, домик, бездомный, домашний.
11. Дорога, велодорожка, бездорожье, железнодорожник, придорожный, подорожник, внедорожник, 
дорожный. 
12. Цветок, цветовод, цветочный, первоцвет, отцвести, цветочек, цветик-семицветик, соцветие.

Для игры с дошкольниками (упрощенный вариант) можно отобрать 15 карточек. Слова этих карточек являются родственными для 5 слов: ухо, голова, нос, рука, глаз. Эти карточки легко отобрать, правый верхний угл лицевой стороны у них отмечен красными шариками.

 

5 лет назад
Здравствуйте!
Очень люблю и применяю в работе игры от «Ребуса». «Зри в корень» - одна из первых приобретённых мной игр (сейчас их целая коллекция). Идут на «Ура!»
Но вот проблема: слово «снегирь» в современном русском языке целиком состоит из корня, поскольку произошло приращение суффикса. Однако в игре оно находится со словами, имеющими общий корень «снег». Как быть? Ученики замечают несоответствие
С уважением, Юлия Курохтина, логопед, специальный психолог

Наши новости

Подробнее »

Подробнее »

Подробнее »

Все новости »

добавить на Яндекс


Комментировать