Варись, варись, кашка…


Варись, варись, кашка…

Тема: Звуки, грамотность, окружающий мир

Возраст: 3-7 лет

Наполнение:

 

 

Цель пособия:

Развитие связной речи, обогащение словаря, формирование лексико-грамматических конструкций  и правильного звукопроизношения дошкольников посредством усвоения знаний о полезности каши как продукте здорового питания



АвтотрАвтор пособия:
Андриевская Наталья Михайловна
учитель-логопед 
высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Данное пособие предназначено для непосредственно-образовательной и игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Оно имеет обучающее, развивающее и воспитательное значение. Обучающие направления пособия: формирование правильного звукопроизношения и подготовка детей к обучению грамоте; ознакомление с окружающим и развитие речи. Владение красивой, грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы.

Пособие для работы логопедов с дошкольниками
«Варись, варись, кашка…» представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Вариантов игры много, задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников.
Эффективность данного пособия в том, что в речевом материале на каждый отрабатываемый звук отсутствуют более сложные, зачастую неверно произносимые ребёнком звуки. В ходе предложенных речевых игр и упражнений ребёнок легче сосредотачивается на формируемом звуке, быстрее его осваивает. Благодаря этому результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются.
В процессе реализации игрового практического материала дети усваивают знания о каше как продукте здорового питания. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Дошкольные годы – то время, когда у ребенка вырабатываются базовые предпочтения в еде, поэтому так важно сформировать в этом возрасте зачатки культуры здорового питания. Культура питания является важной частью общей культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.
Игровые задания и упражнения данного пособия увлекательны для ребёнка и имеют для него познавательную ценность. Они настраивают детей на позитивное отношение ко взрослому, как к человеку, с которым будет
интересно, а также мотивируют дошкольников на самостоятельную деятельность.
Многофункциональное дидактическое пособие «Варись, варись, кашка…» адресовано учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям, родителям и предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Наполнение

Все, что есть в игреМакеты кастрюль разных цветов с прикреплёнными пакетиками с крупами – 8 шт., макеты крышек к кастрюлям – 8 шт., прозрачные пакетики с крупами – 8 шт., тканевые пакетики с крупами – 8 шт., макеты тарелок с кашами (средний размер) – 8 шт., макеты тарелок с кашами (большой размер) – 6 шт., макеты тарелок с пшённой кашей (малый размер) – 6 шт., макеты тарелок с гороховой кашей (малый размер) – 6 шт., макеты тарелок с рисовой кашей (малый размер) – 6 шт., макеты тарелок с кукурузной кашей (малый размер) – 6 шт., макеты тарелок с кашами (малый размер) – 24 шт., печатные карточки с названиями каш – 6 шт., фигурка девочки – 3 шт., фигурка мальчика – 2 шт., фигурка поварёнка – 1 шт., макеты ягод, орехов и фруктов для украшения каши (на двухстороннем скотче), карточки со стихами и загадками про кашу, печатные карточки с пословицами о каше – 8 шт., печатные карточки с началом пословиц о каше (красный цвет) – 8 шт., печатные карточки с продолжением пословиц о каше (синий цвет) – 8 шт., макеты деревянных ложек – 10 шт., ламинированная схема «Рецепт любимой каши», шаблоны тарелок для самостоятельного изготовления пособия - 16 шт.

Варианты игр


Игры для автоматизации и дифференциации звуков

Угощение

Цель: автоматизация звука [Ш]
Возраст участников: 4 – 7 лет
Количество участников: 1 – 2 человека
Задачи:

Образовательные:

    • Формировать/уточнять знания о пшённой крупе и пшённой каше;
    • Формировать/закреплять умение выделять заданный звук в слове;
    • Формировать/закреплять умение образовывать и употреблять относительные прилагательные;
    • Формировать/закреплять умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные;
    • Формировать/закреплять умение согласовывать имя существительное женского рода с числительными;
    • Уточнять/закреплять знания о фруктах и ягодах;

Развивающие:

    • Развивать связную речь, обогащать словарный запас;
    • Развивать тактильное восприятие;
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • Способствовать усвоению знаний о том, как и из чего варят кашу;

Воспитательные:

    • Воспитывать положительное отношение ребёнка к здоровому питанию;
    • Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям.

Комплектность : макет кастрюли с пшеном – 1 шт., тканевый мешочек с пшеном – 1 шт., тканевые мешочки с крупами – 2-3 шт., фигурки девочек – 3 шт., фигурки мальчиков – 2 шт., макеты тарелок с пшённой кашей (малый размер) – 5 шт., макет тарелки с пшённой кашей (большой размер) – 1 шт., макеты ягод и фруктов для украшения каши, ламинированная схема «Рецепт любимой каши».

Лингвистический материал:
Имена девочек: Маша, Даша, Наташа;
Имена мальчиков: Миша, Паша;
Название крупы: пшено;
Название каши: пшённая каша, пышная пшённая каша;
Глагол (повелит. наклонение) - приглашение к еде: кушай;
Притяжательные прилагательные: Машина, Дашина, Наташина, Мишина, Пашина;
Местоимение: наша
Ягода для украшения каши: вишня

Описание игры:

Взрослый выкладывает перед ребёнком фигурки детей, называет их имена, ребёнок повторяет, чётко проговаривая звук [ш]. Игровой момент «Знакомимся с гостями».
Взрослый показывает ребёнку кастрюлю с пшеном. Ребёнок говорит, из чего каша, произносит название каши. (пшено, пшённая каша).

Игровой момент «Угостим гостей».

Найди крупуИгровой момент «Найди крупу». Ребёнку предлагается из 3-4 тканевых мешочков с крупами выбрать (по тактильным ощущениям) мешочек с пшеном.

Игровой момент «Угостим гостей». Ребёнок отгадывает загадку про кашу (см. Приложение), говорит, из чего варят кашу (из крупы)

Игровой момент «Найди крупу». Взрослый предлагает ребёнку из круп в 3-4 тканевых мешочках найти «мелкую, круглую крупу» (по тактильным ощущениям). Затем, ребёнок находит аналогичную крупу в прозрачном пакете, называет её (пшено) и прикрепляет к макету кастрюли, произносит название каши из пшена (пшённая каша).

Игровой момент «Варим пшённую кашу». Ребёнок раскладывает фигурки детей вокруг кастрюли, проговаривая предложения (взрослый следит за произношением ребёнком звука [Ш]) :
- Наша пшённая каша для Маши
- Наша пшённая каша для Паши и т.д.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Один, два, три, кастрюлька, вари!» (см. Приложение)
Усложнённый вариант: составление ребёнком мнемосхемы «Рецепт пшённой каши». (см. Приложение)
«Каша сварилась», взрослый убирает кастрюлю и предлагает ребёнку раздать каждому «гостю» тарелку с пышной пшённой кашей (усложнённый вариант игры: ребёнок выбирает тарелки с пшённой кашей из предложенных каш):
-Кушай, Маша, пышную пшённую кашу
-Кушай, Паша, пышную пшённую кашу и т.д.
Игровой момент «Гости довольны»
Ребёнок повторяет предложения, чётко проговаривая звук [Ш]:
- У Маши пышная пшённая каша. Это Машина каша.
- У Паши пышная пшённая каша. Это Пашина каша и т.д.

Примечание:

Как вариант игры – игра «Посчитай каши». Ребёнок считает макеты тарелок с пшённой кашей:
- Одна пшённая каша, две пшённые каши… пять пшённых каш.
Как вариант игры – игра «Кулинарный художник». Ребёнок украшает пшённую кашу (макет тарелки с пшённой кашей большого размера) муляжами ягод и фруктов на двухстороннем скотче. (усложнённый вариант игры: ребёнок выбирает ягоды со звуком [Ш] – вишни)
Как вариант игры – игра «Посчитай вишни на пшённой каше»:
- Одна вишня на пшённой каше, две вишни на пшённой каше…пять вишен на пшённой каше.

Любимая каша

Цель: автоматизация звука [ЛЬ]
Возраст участников: 4 – 7 лет
Количество участников: 1 - 2 человека
Задачи:
Образовательные:

  • Формировать/уточнять знания о крупах и кашах;
  • Формировать/закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
  • Формировать/закреплять умение образовывать и употреблять качественные прилагательные;
  • Формировать/закреплять умение изменять имена существительные по падежам;
  • Формировать/закреплять умение выделять заданный звук в слове;
  • Закреплять знания основных и составных цветов;
  • Формировать/закреплять умение согласовывать имя существительное среднего рода с числительными;
  • Формировать/закреплять обобщающее понятие «посуда»;
  • Уточнять/закреплять знания о фруктах и ягодах;
  • Совершенствовать звукопроизношение в процессе использования логопедических рифмовок.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, обогащать словарный запас;
  • Развивать тактильное восприятие;
  • Развивать чувство ритма, речеслуховое внимание и память;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Способствовать усвоению знаний о том, как и из чего варят кашу;

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение ребёнка к здоровому питанию;
  • Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям.

Комплектность : макеты кастрюль – 8 шт., крышки к кастрюлям – 8 шт., прозрачные пакетики с крупами – 8 шт., тканевые мешочки с крупами - 8 шт., прозрачные пакетики с крупами – 8 шт., фигурки девочки – 3 шт., фигурки мальчиков – 2 шт., фигурка поварёнка – 1 шт., макеты тарелок с кашами (малый размер) – 8 комплектов, макеты тарелок с кашами (большой размер) – 6 шт., макеты ягод и фруктов для украшения каши.

Лингвистический материал:
Имена девочек: Оля, Поля, Галя;
Имена мальчиков: Толя, Коля;
Название каши: любимая каша;
Цвет кастрюли: зелёный;
Название посуды: большое блюдо, маленькое блюдце;
Название ягоды: малина;
Названия фруктов: лимон, апельсин;
Предлог: для
Союз: или
Глагол (мн.число, прошедшее вр.) – дали (что сделали?)

Описание игры:
Гости пришли есть кашуВзрослый выкладывает перед ребёнком фигурки детей, которые «пришли в гости», называет их имена. Ребёнок повторяет имена за взрослым, чётко проговаривая звук [ЛЬ]. Игровой момент «Давай знакомиться».

Усложнённый вариант: Взрослый называет имена всех фигурок-детей. Ребёнок самостоятельно повторяет имена, чётко проговаривая звук [ЛЬ]. Игровой момент «Запомни и повтори».

Взрослый показывает ребёнку макеты больших тарелок с кашами. Ребёнок показывает и называет свою любимую кашу. Игровой момент «Угостим любимой кашей».
Усложнённый вариант: Ребёнок сначала называет свою любимую кашу, а затем, находит её среди макетов. «Найди крупу» 

Ребёнок самостоятельно (или с помощью взрослого) называет крупу, из которой сварена его любимая каша.
Среди прозрачных пакетиков с крупами находит данную крупу.
Усложнённый вариант: Ребёнок находит названную крупу среди круп в тканевых мешочках (по тактильным ощущениям).

Ребенок выбирает любимую кашу, находит пакетик с этой крупой и "варит" кашу«Поварёнок – помощник»
«Поварёноксварит для гостей твою любимую кашу. А тебе надо навести порядок на кухне и помочь поварёнку найти его кастрюлю». Задание: найди кастрюлю, в названии цвета которой есть звук [ЛЬ] (зелёная кастрюля) и подбери к каждой кастрюле крышки по цвету.
Ребёнок находит данную кастрюлю, называет её цвет (зелёная) и прикрепляет к ней прозрачный пакетик с крупой для любимой каши.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Один, два, три, кастрюлька, вари!» (см. Приложение).
«Вкусное угощение»
Взрослый убирает кастрюлю и предлагает ребёнку раздать каждому «гостю» тарелку с любимой кашей.
Усложнённый вариант: Ребёнок выбирает тарелки с любимой кашей из предложенных вариантов каш.
Свои действия ребёнок проговаривает (взрослый следит за правильным произношением звука [ЛЬ]):
- Любимая каша для Оли
-Любимая каша для Поли
-Любимая каша для Толи и т.д.
Игра «Рассуждалки»:
- Любимая каша для Оли или для Поли, или для Толи или для Коли и т.д.
Игровой момент «Гости довольны»
Взрослый проговаривает рифмовку (см. Приложение), ребёнок повторяет только слоги.
Усложнённый вариант: Взрослый начинает рифмовку, а ребёнок самостоятельно подбирает и добавляет подходящее по ритму и рифме количество слогов.
«Кому дали любимую кашу?». Ребёнок рассказывает:
- Дали Оле любимую кашу, дали Коле любимую кашу и т.д.

Знакомство с новыми словами. Игровой момент «Посуда для каши»

Тарелки разные бываютВзрослый показывает ребёнку макет большой тарелки с любимой кашей:
-Большое блюдо с любимой кашей.
И макет маленькой тарелки с любимой кашей:
- Маленькое блюдце с любимой кашей.
Ребёнок проговаривает новые названия большой и маленькой тарелок, подбирает к ним обобщающее слово (посуда).
Усложнённый вариант: игра «Посчитай»
Одно маленькое блюдце с любимой кашей, два маленьких блюдца с любимой кашей… пять маленьких блюдец с любимой кашей.

Игровой момент «Аппетитная каша»
Взрослый предлагает ребёнку стать кулинарным художником и украсить любимую кашу ягодами и фруктами.
Задания:
-Выбери ягоду, в названии которой есть звук [ЛЬ] (малина);
«Посчитай ягоды»: одна малина, две малины… пять малин
-Выбери фрукты, в названиях которых есть звук [ЛЬ] (лимон, апельсин);
«Посчитай фрукты»: один лимон, два лимона…пять лимонов;
один апельсин, два апельсина…пять апельсинов.

 

Мамина каша (вариант №1)

Цель: автоматизация звука [Р]
Возраст участников: 4 -7 лет
Количество участников: 1 – 2 человека
Задачи :

Образовательные:

    • Формировать/закреплять знания о крупах и кашах;
    • Формировать/закреплять умение выделять заданный звук и его место в слове;
    • Формировать/закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
    • Формировать/закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
    • Формировать/закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;
    • Формировать/закреплять умение согласовывать имя существительное женского рода с числительными;

Развивающие:

    • Развивать связную речь, обогащать словарный запас;
    • Развивать тактильное восприятие;
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • Закреплять знания основных и составных цветов;

Воспитательные:

    • Воспитывать положительное отношение ребёнка к здоровому питанию;
    • Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к труду взрослого.
    • Комплектность : прозрачные пакетики с крупами – 4 шт. (гороховая, перловая, геркулесовая, кукурузная крупы), макеты кастрюль с крупами – 4 шт. (гороховая, перловая, геркулесовая, кукурузная крупы), тканевые мешочки с крупами – 4 шт. (гороховая, перловая, геркулесовая, кукурузная крупы), фигурка девочки – 1 шт., фигурка мальчика – 1 шт., макеты тарелок с кашами (малый размер) – 16 шт.

Лингвистический материал:
Имя девочки: Рая
Имя мальчика: Рома
Притяжательные прилагательные: Ромина, Раина
Названия круп и каш: гороховая, перловая, геркулесовая, кукурузная.

Описание игры:
Ребёнок рассматривает, ощупывает прозрачные пакетики с крупами.
Говорит название каждой крупы, чётко проговаривая звук [р]. Игровой момент «Из чего варят каши?». (Ребёнокназывает звук, который чаще других звуков встречается в названиях круп – [Р]).Какого цвета тарелка? А какая на ней каша?
Ребёнок ощупывает тканевые пакетики с крупами и определяет, называет крупу в каждом мешочке. Игровой момент «Помоги маме сварить кашу для Раи и Ромы». (Ребёнок выделяет и называет первый звук в именах детей – [Р]).
Взрослый показывает макеты кастрюль с крупами, ребёнок называет цвет кастрюли и кашу, которая «варится» в данной кастрюле:
- В красной кастрюле гороховая каша
- В оранжевой кастрюле кукурузная каша и т.д.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Раз, два, три, кастрюлька, вари!» (см. Приложение)
 Ребёнок называет каши в тарелках. «Раздаёт» тарелки с кашей Рае и Роме (как вариант игры: ребёнок вспоминает, какие каши «варила мама» и выбирает их из предложенных каш). Игровой момент «Раздай поровну». Ребёнок проговаривает предложения:
-У Ромы гороховая каша. Это Ромина каша.
- У Раи геркулесовая каша. Это Раина каша. и т.д..
Игровой момент « Из какой крупы мама сварила кашу?».
-Гороховая каша из гороха
-Перловая каша из перловки и т.д.

Примечание: как вариант игры – игра «Посчитай каши». Ребёнок считает макеты тарелок с гороховой кашей:
- Одна гороховая каша, две гороховые каши… пять гороховых каш. (аналогичное задание с перловой, геркулесовой, кукурузной кашами).

III. Мамина каша (вариант № 2)

Цель: дифференциация звуков [Р] – [РЬ]
Возраст участников: 5 – 7 лет

Количество участников: 1 – 2 человека
Задачи:

Образовательные:

    • Формировать/закреплять знания о крупах и кашах;
    • Формировать/закреплять умение выделять заданный звук и его место в слове;
    • Формировать/закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
    • Формировать/закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
    • Формировать/закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;
    • Формировать/закреплять умение согласовывать имя существительное женского рода с числительными;
    • Формировать/закреплять умение изменять имена существительные по падежам;

Развивающие:

    • Развивать связную речь, обогащать словарный запас;
    • Развивать тактильное восприятие;
    • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • Закреплять знания основных и составных цветов;
    • Развивать речеслуховое внимание и память.

Воспитательные:

    • Воспитывать положительное отношение ребёнка к здоровому питанию;
    • Воспитывать доброжелательность и уважительное отношение к труду взрослого.

Комплектность : прозрачные пакетики с крупами – 6 шт. (рисовая, перловая, гороховая, геркулесовая, гречневая, кукурузная), тканевые мешочки с крупами – 6 шт. (рисовая, перловая, гороховая, геркулесовая, гречневая, кукурузная), макеты кастрюль с крупами, фигурка девочки – 1 шт., фигурка мальчика – 1 шт., макеты тарелок с кашами (малый размер) - 25 шт., муляжи ягод, орехов и фруктов для украшения каши.

Лингвистический материал:
Имя девочки: Рита
Имя мальчика: Рома
Названия круп и каш: рисовая, гречневая, перловая, геркулесовая, кукурузная.
Название цвета кастрюль: красная, оранжевая, сиреневая, коричневая.
Притяжательные прилагательные: Ромина, Ритина

Описание игры:
Ребёнок «знакомится» с детьми. Взрослый показывает ребёнку фигурки мальчика и девочки, называет их имена. Ребёнок повторяет имена детей, определяет первый звук в имени мальчика – [Р], и первый звук в имени девочки – [РЬ].
Каша для Риты«Каша для Риты и Ромы». Ребёнок рассматривает пакетики с крупами, называет крупу в каждом пакетике, определяет звук в названии каждой крупы [Р] или [РЬ]. Называет, для кого мама сварит кашу из данной крупы:
- Кашу из риса мама сварит для Риты
-Кашу из перловки мама сварит для Ромы и т.д.
Ребёнок ощупывает тканевые мешочки с крупой, узнаёт и называет крупу в каждом мешочке. Игровой момент «Помоги маме».
Взрослый показывает ребёнку макеты кастрюль с крупами.
Ребёнок рассказывает, какую кашу мама сварит из каждой
крупы:
- Из гречневой крупы мама сварит гречневую кашу
- Из кукурузной крупы мама сварит кукурузную кашу и т.д.
Усложнённый вариант игры: взрослый показывает ребёнку макеты кастрюль без круп красного, оранжевого, коричневого и сиреневого цвета и предлагает сварить в каждой кастрюле кашу из гороха, геркулеса, гречки и риса по наличию звуков [Р], [РЬ] в названии круп и цвета кастрюли. Ребёнок прикрепляет пакетик с крупой к соответствующей кастрюле и проговаривает:
- В красной кастрюле мама сварит гороховую кашу
- В сиреневой кастрюле мама сварит гречневую кашу и т.д..
Угостил друзей кашейПримечание: каши из остальных круп (кукурузная, перловая) ребёнок «насыпает» в кастрюли заданного взрослым цвета.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Один, два, три, кастрюлька, вари!» (см. Приложение)
«Каша сварилась». Взрослый выкладывает перед ребёнком макеты тарелок с кашами и предлагает раздать каши Рите и Роме (по наличию звуков [Р] и [РЬ] в названиях каш):
- Гречневая каша для Риты. Это Ритина каша.
- Перловая каша для Ромы. Это Ромина каша. и т.д..
Примечание:

Как вариант игры – игра «Посчитай каши». Ребёнок считает макеты тарелок с кукурузной и рисовой кашами:
- Одна кукурузная каша, две кукурузные каши… пять кукурузных каш
- Одна рисовая каша, две рисовые каши… пять рисовых каш
Как вариант игры – игра «Кулинарный художник». Ребёнок украшает кашу для Риты и Ромы. (использование муляжей ягод и фруктов на двухстороннем скотче)

 

Варианты игр с группой детей

(обучающее направление – развитие речи и ознакомление с окружающим)

Мамины помощники

Возраст детей: 3-4 года
Количество участников: от 2 до 6 человек
Задачи:

Образовательные

    • Закрепить умения называть и различать названия круп и каш;
    • Закрепить знания основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый);
    • Закрепить умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными

Развивающие

    • Развивать тактильное восприятия;
    • Развивать тонкую моторику пальцев рук;
    • Развивать любознательность

Воспитательные

    • Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;
    • Воспитывать уважительное отношение к взрослым;
    • Формировать позитивные установки к труду;
    • Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Комплектность :
Прозрачные пакетики с крупами – 4 шт. (манная крупа, гречневая крупа, гороховая крупа, пшённая крупа), макеты кастрюль – 4 шт. (красная, жёлтая, синяя, зелёная), макеты крышек к кастрюлям – 4 шт. (красная, жёлтая, синяя, зелёная), фигурка мальчика.

Лингвистический материал:
Стихи про кашу
1.
Кашу ем я каждый день
И здоровым буду.
И, конечно, похвалить
Маму не забуду!
2.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна!
В каждом доме, каждой кухне
Каша быть всегда должна!

Описание игры:
Занятия группойВзрослый знакомит детей с мальчиком Мишей, который очень любит каши, и читает стихотворение №1.
Детям предлагается помочь маме сварить кашу. Взрослый уточняет - из чего варят каши, раздаёт детям (или выкладывает на стол) прозрачные пакетики с крупами: манной, гречневой, гороховой, пшенной. Дети рассматривают, ощупывают пакетики, называют цвет крупы и определяют какая она на ощупь. Затем, с помощью взрослого, уточняют название каждой крупы. Белая, мелкая, мягкая – манная крупа; жёлтая, мелкая, круглая, твёрдая – пшённая крупа; твёрдая, тёмная, колючая – гречневая крупа; твёрдая, светлая, гладкая, крупная – гороховая крупа.
Взрослый спрашивает детей, в чём варят кашу, показывает кастрюли, дети называют цвета кастрюль. Далее детям предлагается «сварить» каши: манную – в жёлтой кастрюле, гороховую – в синей и т.д.. (дети с помощью взрослого прикрепляют пакетики с крупами к соответствующей кастрюле).
 «Чтобы каша сварилась быстрее» дети «накрывают» кастрюли крышками, подобрав их по цвету. Каша готова! Взрослый заканчивает игру стихотворением №2.

II. Помоги поварёнку

Возраст детей: 4 -5 лет
Количество участников: от 2 до 8 человек

Задачи:

Образовательные

    • Закрепить умения называть и различать названия круп и каш;
    • Закрепить умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
    • Формировать умение образовывать относительные прилагательные;
    • Закрепление знаний основных и составных цветов

Развивающие

    • Развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • Развивать тактильное восприятие;
    • Развивать память, внимание, мышление

Воспитательные

    • Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;
    • Воспитывать положительное отношение к взрослым;
    • Формировать позитивные установки к труду;
    • Способствовать становлению самостоятельности, формированию совместной деятельности со сверстниками

Комплектность :

Прозрачные пакетики с крупами – 8 шт. (манная крупа, пшённая крупа, гороховая крупа, кукурузная крупа, гречневая крупа, рисовая крупа, перловая крупа, геркулесовая крупа), тканевые (непрозрачные) мешочки с крупой – 8 шт. (манная крупа, пшённая крупа, гороховая крупа, кукурузная крупа, гречневая крупа, рисовая крупа, перловая крупа, геркулесовая крупа), макеты кастрюль с прикреплёнными пакетиками с крупами – 8 шт., макеты тарелок с кашами (средний размер) - 8 шт., фигурка поварёнка.

Описание игры:
Дети рассматривают, ощупывают пакетики с крупами, говорят название каждой крупы. Рассказывают, что варят из круп.
Занятия с группой детей«У меня вот здесь крупа, да не знаю какова…». Дети помогают поварёнку определить крупу. Ощупывают тканевые мешочки с крупами, называют какая крупа в каждом мешочке.
«Все крупы узнали, правильно назвали. Теперь не зевайте, каши называйте». Взрослый показывает детям кастрюли с прикреплёнными пакетиками с крупами. Дети рассказывают какую кашу варят из каждой крупы ( из манной крупы варят манную кашу, из пшённой крупы варят пшённую кашу и т.д.).
Дети называют цвет каждой кастрюли и кашу, которую поварёнок варит в каждой кастрюле ( в оранжевой кастрюле поварёнок варит рисовую кашу, в голубой кастрюле поварёнок варит гречневую кашу и т.д.). Примечание: можно провести игру «Что изменилось?», поменяв на кастрюлях пакетики с крупами.
Поварёнок «угощает» всех кашей. Взрослый раздаёт детям картонные тарелки «с кашей». Дети называют кашу в каждой тарелке и говорят, из какой крупы её сварил поварёнок.

III. Кулинарные художники

Возраст детей: 5 – 7 лет
Количество участников: от 2 до 6 человек
Задачи:

Образовательные

    • Закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
    • Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
    • Закреплять и различать понятия «фрукты», «ягоды»;
    • Закреплять навык чтения (для читающих детей)

Развивающие

    • Развивать тонкую моторику пальцев рук;
    • Развивать мышление, воображение, память;
    • Способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников

Воспитательные

    • Воспитывать умение выполнять аппликацию аккуратно;
    • Формировать позитивные установки к труду и творчеству;
    • Способствовать развитие самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
    • Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию

Комплектность :
Карточки с названиями каш - 6 шт. (гречневая, кукурузная, манная, геркулесовая, рисовая, пшённая), макеты тарелок с кашами (большой размер) – 6 шт., макеты ягод, фруктов и орехов на двухстороннем скотче ( для выполнения аппликации).

Лингвистический материал:
Загадка про кашу
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться.
Что тут может получиться?

Описание игры:  
Кулинарные художникиВзрослый предлагает детям стать кулинарными художниками, читает загадку про кашу. Кулинарные художникиРаздаёт печатные карточки с названиями каш.
Дети читают названия каш. Каждый ребёнок выбирает тарелку со «своей» кашей и говорит, какую кашу он будет украшать ( Я буду украшать манную кашу и т.д.).
Выполнение аппликации «Вкусная каша». Дети украшают кашу фруктами, ягодами и орехами. Рассказывают, чем украсили своё блюдо. Примечание: как вариант игры – проведение конкурса «Самая красивая каша».

IV. Найди пару

(игра для читающих детей)
Возраст детей: 5 – 7 лет
Количество участников: от 2-х до 16 человек
Задачи:

Образовательные:

    • Расширять представления детей о малых формах фольклора, в частности – о пословицах;
    • Познакомить детей с образностью и многозначностью русского языка;
    • Обогащать словарный запас;
    • Закреплять навык чтения

Развивающие:

    • Развивать память, внимание, мышление;
    • Развивать связную речь

Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к родному языку;
    • Воспитывать умение рассуждать над смыслом прочитанного;
    • Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;
    • Воспитывать навыки взаимодействия во время игры

Комплектность :

печатные карточки с пословицами о каше – 8 шт., печатные карточки с началом пословиц о каше (красный цвет) – 8 шт., печатные карточки с продолжением пословиц о каше (синий цвет) – 8 шт..

Лингвистический материал:
Хлеб - батюшка, а каша – матушка.
Что за обед, коли каши нет.
Кашка-то густа, да чашка-то пуста.
Щи да каша – пища наша.
Щи да каша – сила наша.
Хороша кашка, да мала чашка.
Русская каша – матушка наша.
Кашу маслом не испортишь.

Описание игры:

 ПословицыДети делятся на 2 команды (самостоятельно или с помощью взрослого).

Перед участниками команд (на столе или магнитной доске) – 8 карточек с напечатанными пословицами. Дети читают пословицы, уточняют их смысл и значение малознакомых слов.
Каждый участник первой команды выбирает карточки красного цвета – это начало пословиц. Дети другой команды берут карточки синего цвета – это продолжение пословиц.
Каждый ребёнок, прочитывая свою карточку, ищет «свою пару» среди участников другой команды (дети держат карточки так, чтобы текст был
виден всем). Тот, кто первый нашёл «свою пару» берёт карточку с пословицей в свою команду.Пословицы собранные
Побеждает та команда, которая соберёт большее количество карточек с пословицами.

Вариант игры:
Взрослый составляет из карточек «неправильные» пословицы. Дети собирают пословицы верно. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

 

 

 

 

 

Приложение

Загадка про кашу
Крупу в кастрюлю насыпают.
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться.
Что тут может получиться?

Пальчиковая гимнастика «Один, два, три, кастрюлька, вари!»

Один, два, три – кастрюлька, вари! – поочерёдно соединяем пальцы рук, начиная смизинца
Молоко мы нальем, до кипенья доведем– соединяем руки в «замок», поднимаем пальцы
Один, два, три – кастрюлька, вари! – поочерёдно соединяем пальцы рук, начиная с мизинца
Кашу нужно посолить, да и сахар положить- «солим» пальчиками, поворачиваем ладошки вверх-вниз
Один, два, три – кастрюлька, вари! – поочерёдно соединяем пальцы рук, начиная с мизинца
Крупу моем, насыпаем, дружно все перемешаем- трём кулачки друг об дружку,«перемешиваем» пальчиками
Один, два, три – кастрюлька, вари! – поочерёдно соединяем пальцы рук, начиная смизинца
Каша преет «пых - пых - пых»- соединяем подушечки пальцев, выполняем двигательные движения кистями рук вверх-вниз
Для друзей и для родных– движениеладошек от себя – к себе
Мы все дружно поедим - поочерёдно соединяем пальцы – от мизинца большому
И гостей всех угостим - поочерёдно соединяем пальцы – от большого к мизинцу
Каша вышла-то у нас– соединяем ладошки, имитируя тарелку
Просто класс!– показываем «класс!» обеими руками


Рифмовка для автоматизации [ЛЬ]
Дети в гости к нам пришли – ли-ли-ли, ли-ли-ли;
Стоит каша на столе – ле-ле-ле, ле-ле-ле;
Очень кашу я люблю – лю-лю-лю, лю-лю-лю;
Съедим кашу ты и я – ля-ля-ля, ля-ля-ля;

Подвижная игра «Ложки»
На столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети водят хоровод, припевая:
Кашу мы варили, ели да хвалили.
Маленькой Дуняше не хватило каши.
Ты не плачь, Дуняша, будет тебе каша!
Погоди немножко, принесу я ложку!
Дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило – выбывает из игры. Победителем становится ребёнок, взявший последнюю ложку.

Динамическая пауза «Варись, каша!»

Варись, варись, каша!
Варись поскорее!
(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее.
(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых!
Станем мы сильнее.
(«Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)
Угостим мы кашей
Мышек под окошком,
(Протягиваем ладошки вниз - в стороны. Показываем ушки)
Песика Аркашку
(Показываем лапки песика).
И кота Тимошку.
(Выставляем лапки вперед по очереди)
Да, да! Да, да!
(4 хлопка)
И кота Тимошку
(Лапки кота)
Кушайте на здоровье!
(Развернутые руки вниз - в сторону) 

Взрослый читает стихотворение, а ребёнок поэтапно зарисовывает на ламинированной схеме рецепт каши. Затем, по своему рисунку, ребёнок рассказывает «секреты» приготовления каши.
Как готовится каша

1. Молоко мы нальём, до кипенья доведём.

2. Кашу надо посолить, да и сахар положить.

3. Крупу моем, насыпаем, быстро всё перемешаем.

4. Каша преет: «Пых-пых-пых» для друзей и для родных.

5. Масло в кашу добавляем, снова всё перемешаем.

Примечание: для работыиспользуются фломастеры или маркеры на водной основе. Схема для записи рецепта многоразового использовани

 

 

8 лет назад
Наталья Михайловна! Спасибо Вам за интересный, грамотно составленный, красочный материал. Обязательно возьму на вооружение Вашу работу!!!

Наши новости

Подробнее »

Подробнее »

Подробнее »

Все новости »

добавить на Яндекс


Комментировать