Тема: музыкальная грамота
Возраст: 5 - 15 лет
Наполнение:
Цель пособия:
Играючи выучить расположение нот 4 октав на нотном стане. 2 октавы в скрипичном ключе, 2 октавы в басовом ключе. Длительности нот, паузы, знаки альтерации. Диез, бемоль, бекар. 5 разных игр позволит в игре автоматизировать узнавание нот и помочь в беглом чтении с листа юному музыканту.
Вариант №1. Лото.
Цель игры: быстрее других собрать свое поле.
Игрокам раздаются карты с нотами по 4-8 штук, которые игрок выкладывает перед собой как поле от лото.Ведущий поочередно достает карты с названиями нот и оглашает их. Игрок, у которого в поле присутствует данная карта, говорит: «моя!» или «у меня!». «Невостребованные» в определенный срок карты (ведущий может считать «раз-и, два-и, три-и, четыре-и») откладываются в сторону и в игру не возвращаются. Побеждает игрок, быстрее других собравший свое поле. Можно формировать поля из карт с названиями нот. Тогда ведущий достает карту с нотой и, не называя ее,демонстрирует игрокам под счет.
Вариант №2. Пасьянс.
Цель игры: собрать ноты по своим октавам. (Одна октава раскладывается в одну строку от ноты «до» до ноты «си».)
Выложить карты с нотами в 4 строки «рубашками» вверх. В левом верхнем углу открыть карту. Если это нота До большой октавы – оставим ее на месте, и возьмем соседнюю карту. В противном случае нужно вычислить ее положение на поле и положить на свое место. Например, мы открыли ноту Фа первой октавы. Ее место в третьей строке четвёртая слева. Забираем карту четвёртую карту из третьей строки, кладём на ее место открытую (в нашем случае – Фа первой октавы), а для новой ноты ищем ее место. Если это Ре большой октавы, ее место – вторая карта в первой строке. Аналогичным образом разбираем все ноты, пока все они не выстроятся в своих октавах.
Вариант №3. Пары.
Цель игры: набрать как можно больше пар карт с нотами и их названиями. Карты с нотами и их названиями выкладываются на игровое поле «рубашками» вниз. Каждый игрок в свой ход должен выбрать пару: ноту и ее название. Если игрок ошибается, ему записывается штрафное очко и/или у него забирается одна отобранная ранее пара(если на момент ошибки игрок не отобрал ни одной пары, штраф записывают «в кредит», следующая отобранная пара забирается). Побеждает игрок, у которого на момент окончания игры меньше всех штрафов и/или больше всех карт.
Вариант №4. Мемори.
Карты с нотами и их названиями выкладываются на игровое поле «рубашками» вверх.Каждый игрок в свой ход открывает две карты. Если одновременно открылись нота и ее название, игрок забирает пару и повторяет ход. Если карты не совпали, они переворачиваются обратно «рубашкой» вверх, ход переходит к следующему игроку. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество пар.
Вариант №5. Такт.
Ведущий объявляет размер (например, 3/4),после чего игрокам раздаются карты (от 4 до6) с изображениями нот, точки и пауз. Каждый игрок должен из имеющихся у него нот и пауз разных длительностей собрать такт заданного размера. Побеждает тот, кто справится с заданием первым.Чтобы добавить в игру развлекательный элемент, можно записать получившиеся фразы и попытаться сыграть их на фортепьяно или другом музыкальном инструменте. Веселье гарантировано.