Чтениум


Чтениум

Тема: Совершенствование навыка чтения слияний, слогов, слов.

Возраст: от 6 лет

Наполнение:

  • 60 круглых двусторонних игральных карт
  • карточки со слогами
  • методическое пособие

Цель пособия:

  • автоматизировать навык чтения слияний и слогов;
  • развивать связную речь и мышление;
  • формировать произвольную регуляцию поведения;
  • развивать концентрацию зрительного восприятия;
  • тренировать произвольную регуляцию взора;
  • закрепить зрительные образы букв;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • активизировать протекание нейродинамических процессов;
  • стимулировать речевую активность;
  • развивать концентрацию, переключение, распределение и избирательность внимания;
  • развивать зрительную память;

 

Купить на Двойкам-НЕТ!


Купить на OZON

 

 

 

В набор входят:

60 круглых двусторонних игральных карт

Первая сторона – слоги: на каждой карте 6 слогов. Карты разделены на 4 группы (легко различить по цвету рамки карты). Любые две карты из одной группы имеют один общий слог. Наборы слогов, представленные в игре, разработаны на основе методики А. Н. Корнева.

Имеется 3 типа карт со слогами: жёлтые и голубые (СГ и ГС)*, розовые (СГC)* и зелёные (ГСС и ССГ)*.

Карточки со слогами усложняются от группы к группе в соответствии с принципом наращивания слогов и представляют определённую систему для автоматизации и расширения оперативной единицы чтения, то есть слога.

 

 

 

 

 

 

 

Вторая сторона – картинки, составленные из слов.

Разрезные карточки со слогами

 

ИГРЫ СО СЛОГАМИ

Знакомство с игрой.

Перед первой игрой рассмортите с ребёнком карты – какие слоги на них написаны, каких цветов. Выложите несколько карт (3–5) и поищите совпадающие слоги. Полезно будет подобрать слова с такими слогами и сочетаниями букв. После этого можно переходить непосредственно к играм.

Каждый кон игры со слогами рассчитан на игру одним, заранее выбранным набором карт – жёлтым, голубым, розовым или зелёным.

«Твист»

Цель: набрать как можно больше карт.

  • 2 человека
  • 14 карт одного набора

Ход игры:

Карты выбранного типа раздаются поровну игрокам. По условному сигналу игроки одновременно выкладывают по 1 своей карте в центр стола так, чтобы было видно обе карты всем участникам игры. Игроки стараются как можно быстрее найти и назвать общий слог на картах. Первый, кто найдёт и назовёт его, забирает обе карты себе для дальнейшего подсчёта. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карты у игроков.

Определение победителя:

Подсчитывается количество карт у игроков. Выигрывает тот, у кого больше карт. Можно продолжить игру со следующим набором карт, объявив следующий раунд. Выигрывает тот, кто одержал больше побед.

 

«Находилка»

Цель: набрать как можно больше жетонов со слогами.

  • 2-7 человек
  • карты и жетоны одного набора

Для этой игры необходимо подготовить небольшие карточки-жетоны со слогами (разрезать карты со слогами по линиям). Для игры возьмите жетоны, которые цветом фона соответствуют рамке набора карт, на выбранном комплекте. Каждый слог повторяется дважды.

«Строим башню»

Цель: избавиться от своих карт раньше остальных.

  • 2-5 человек
  • до 15 карт одного набора

Ход игры:

Одну карту кладём в центр картинкой вверх, а остальные делим между игроками поровну. Игроки кладут стопку своих карточек перед собой слогами вверх. По условному сигналу карта в центре переворачивается слогами вверх, и игроки начинают искать совпадение своей карты с центральной. Как только совпадение названо, игрок кладёт свою карту поверх центральной. Центральная карта поменялась, игра продолжается.

Определение победителя:

Выигрывает тот, кто раньше остальных остался без карт. Проигрывает тот, кто избавится от своих карт последним.

Можно продолжить игру со следующим набором карт, объявив следующий раунд. Тот, кто проигрывал чаще остальных, принимает решение, взять реванш или нет.

 

«Разбираем башню»

Цель: набрать как можно больше карт.

  • 2-5 человек
  • до 15 карт одного набора

Ход игры:

Каждому игроку раздаётся по 1 карте картинкой вверх. Остальные кладутся стопкой в центр стола слогами вверх.

По условному сигналу игроки переворачивают свои карты лицевой стороной и стараются как можно быстрее найти и назвать слог на центральной карте, совпадающий со слогом на своей карте. Первый, кто найдёт и назовёт его, берёт карту из колоды и кладёт поверх своей.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карты в центре.

Определение победителя:

Подсчитывается количество карт у игроков. Выигрывает тот, у кого карт оказалось больше.

 

«Горячая картошка»

Цель: избавиться от своих карт раньше остальных.

  • 2-5 человек
  • до 15 карт одного набора

Ход игры:

Игра проводится в несколько раундов. Каждому игроку раздаётся по 1 карте. Оставшиеся карты откладываются для следующих раундов. По условному сигналу игроки переворачивают свои карты так, чтобы остальные могли хорошо видеть слоги (удобнее держать карточку двумя пальцами или на ладони). Нужно быстрее остальных найти слог со своей карты, совпадающий со слогом на карте другого участника игры. Как только совпадение найдено, называем его и кладём свою карту сверху той, с которой было найдено совпадение, в руку другого игрока. Таким образом, у другого игрока сменилась карта, и он начинает вести поиск совпадений со своей верхней картой. Как только совпадение найдено и названо, все имеющиеся в руке карты кладутся так же сверху в руку другого игрока. Проигрывает раунд тот, кто собрал все карты. Игра заканчивается, когда карты в колоде заканчиваются.

Определение победителя:

Проигрывает тот, кто проиграл максимальное количество раундов.

ИГРЫ СО СЛОВАМИ

В этих играх можно использовать вместе все 60 карт или только часть. Сторона карт со слогами – рубашка, а лицевая –слова, которые складываются в узнаваемую форму.

«Узнай меня!»

Подходит для знакомства с картами.

Развивает гибкость перехода от аналитической стратегии восприятия к холистической, то есть от восприятия каждого слова к целостному образу и наоборот.

Чтобы узнать форму, иногда важно правильно повернуть карту. Для определения верного положения карточки с изображением можно ориентироваться на положение центрального слога на оборотной стороне карточки.

Для очень юных игроков следует выбрать простые карты (жёлтые и голубые).

Играть можно и одному, но при участии нескольких игроков появляется соревновательный момент.

Цель: узнать наибольшее количество образов составленных из слов.

  • 2-6 человек
  • до 60 карт

Ход игры:

  • Карты перемешиваются и кладутся в центр стола небольшой кучкой словами вниз.
  • По сигналу все одновременно берут по одной карте и стараются как можно быстрее узнать рисунок или форму, вкоторой расположены слова. Если рисунок опознан,кладём карту перед собой. Если форму узнать трудно, то возвращаем карту обратно и берём новую. Каждый работает в своём темпе до тех пор, пока кто-то из игроковне соберёт 7 карт.
  • Когда кто-то из игроков собрал 7 карт, он хлопает 3 раза в ладоши и раунд завершается.
  • Самый быстрый игрок первый объясняет, что он увидел на картах. Если какую-то картинку он не узнал, то карта возвращается в общую кучу и засчитывается 1 штрафной балл. За остальные начисляются победные баллы. Для простоты счёта игроку оставляется столько карт, сколько у него баллов.
  • Когда баллы подсчитаны у каждого игрока, начинается следующий раунд. Так продолжается до тех пор, пока не кончатся карты в центре стола.

Определение победителя:

Победителем объявляется тот, у кого больше победных баллов.

Второй вариант игры: Игрок называет не рисунок (форму), а общую тему для слов на карте.

 

Следующие игры направлены на развитие мышления и связной речи. Тренируются интеллектуальные операции обобщения, выделения частного из общего.

«Логические семейки»

  • Карты перемешиваются и кладутся в центр стола небольшой кучкой словами вниз.
  • Игра проводится в несколько раундов. Цель игроков – за 3 минуты собрать карты, которые можно чем-то объединить, например: темой (животные, птицы, растения, быт, спорт, человек, еда, искусство…), количеством слогов в названии формы и даже положением ударного слога (якорь – бублик – чашка…), совпадением рода (шляпа – свинья – футболка…) и т.д.
  • По условному сигналу все одновременно берут по одной карте из кучи. Если карта считается подходящей, то игрок оставляет её у себя, если нет – возвращает её или другую «лишнюю» в общую кучу словами вниз и берёт следующую. Одновременно перед игроком может находиться не более 5 карточек.
  • Как только 3 минуты истекают, раунд завершается.

Проверка:

Каждый игрок рассказывает, что объединяет его карты (от двух и более). Каждая принятая карта приносит 1 победный балл. Если какая-то карта оказалась неподходящей, то она приносит 1 штрафной балл. Для простоты счёта, игроку оставляется столько карточек, сколько у него баллов.

Когда баллы подсчитаны у каждого игрока, начинается следующий раунд. Всего 3 раунда.

Определение победителя:

Победителем объявляется тот, у кого больше победных баллов. Заранее стоит договориться, по какому принципу можно собирать семейки: по форме, по теме слов, по слоговому составу слов, по каким-то буквенным характеристикам и т.д.

 

«Логическая цепочка»

  • Игрокам раздаётся по 5 карт. Одна карта кладётся в центр стола, остальные находятся на столе стопочкой словами вниз. Считалкой определяется, кто совершает ход первым.
  • В свой ход игрок выбирает из своих карт ту, которая «подходит» к какой-нибудь крайней карте, лежащей на столе, и кладёт её рядом с ней. Связь может быть прямая, опосредованная, ассоциативная, логическая – любая, важно её убедительно обосновать. Если у остальных игроков нет возражений, то ходивший добирает себе карту до 5 из стопки и ход переходит к следующему. В ходе игры на столе выстраивается цепочка, карты можно класть с обоих концов.
  • Если связь ни с одной из своих карт найти не удаётся, то игрок берёт карту из стопки и может сразу пойти. Если и на этот раз связь не обнаружилась, то ход переходит к следующему игроку.

Определение победителя:

  • Игра подходит к концу, когда карты в стопке заканчиваются и никто из игроков не может совершить ход. Два варианта завершения игры. Выигрывает тот, кто смог избавиться от всех своих карт к концу игры.
  • Кооперативный вариант. Если все игроки к концу игры смогли выложить все свои карты, то они считаются победителями, но если хоть одна карточка у кого-то из команды осталась на руках и для неё не удалось найти логической связи, то считается, что победила игра, предложив игрокам слишком сложную последовательность карточекв стопке.

«Смысловая бита»

  • Всем игрокам раздаётся по 4 карты. Одна карта из колоды кладётся в центр стола, остальные находятся на столе стопкой словами вниз. Считалкой определяется, кто совершает ход первым.
  • Игрок, который ходит, выбирает из своих карт ту, которая «подходит» к карте, лежащей в центре и кладёт её рядом с ней. Связь может быть прямая, опосредованная, ассоциативная, логическая – любая, важно её грамотно сформулировать.
  • Если связь карт удалось объяснить, то карта «бита» и уходит в сброс. На столе остаётся только 1 карта. Игрок добирает из общей колоды карты до 4-х. Ход переходит к следующему игроку.
  • Если подобрать карту или объяснить логическую связь не удалось, игрок забирает себе центральную карту. На стол выкладывается новая карта из колоды.

Определение победителя:

Когда заканчивается колода, считается количество карт на руках. Проигравшим считается тот, у кого осталось больше всех карт.

В своём ответе можно отталкиваться от изображения, от темы, но нельзя опираться только на одно слово из карточки. (На заметку взрослым: надо подводить игроков к тому, чтобы ответ был оформлен предложением или несколькими предложениями).

 

Полный список образов и тем:

 

Примеры связей между карточками:

 

  • Молоток (раб. инструменты) – гитара (муз. инструменты). Это инструменты или Гитара и молоток сделаны из дерева и металла.
  • Человек, бегун (спортсмены) – дом (бытовая техника). Человек живёт в доме.
  • Сердце (эмоции, чувства) – нота (музыканты). Музыка вызывает у человека эмоции.
  • Лошадка (игрушки) – груша (фрукты). Фрукты и игрушки – это то, что любят дети.
  • Ягода, клубника (лето) – бабочка (насекомые). Клубника зреет летом, и бабочки летают летом.
  • Плюс (математика) – ножницы (части одежды). Чтобы правильно раскроить одежду или её части, необходимы математические знания.

ЗАДАНИЯ ПО КАРТОЧКАМ

На основе каждой карточки можно построить полноценное занятие. Приводим варианты заданий и бесед, которые помогут родителям и педагогам развить детскую речь.

  • Прочитай слова на карточке, назови/запиши тему (обобщающее слово или словосочетание).
  • Определи изображение. В форме чего расположены слова на карточке?
  • Сосчитай, сколько всего слов на карточке? А сколько уникальных слов (без повторов)?
  • Выпиши слова в порядке возрастания количества слогов: сначала слова из одного слога (если есть), затем из двух и т.д.
  • Определи место ударения в словах. Составь слогоритмические схемы слов, где Х – ударный слог, а х-безударный. Например: собака – хХх, колокольчик – ххХх.
  • Взрослый читает слово на карточке, ребёнок старается найти его как можно быстрее. Для сравнения собственных успехов можно считать количество слов, найденных за 1 минуту.

БЕСЕДЫ ПО КАРТОЧКАМ

Форма – утёнок. Тема – домашние птицы.

Слова: гусь, селезень, индюк, петух, гусыня, утка, индюшка, курица, гусёнок, утёнок, индюшонок, цыплёнок, фазан. Распредели птиц по семьям: папа, мама, птенец. Найди птицу без семьи. Подумай, как могут называться мама иптенец этой птицы? (ответ: фазанка, фазанёнок)

 

Форма – ёж. Тема – дикие животные (1).

Слова:лось, заяц, лисица, волк, медведь, мышь, ёж, рысь, кабан, белка.

Где водятся эти животные? (Преимущественно в лесу.) Как будут называться следы, которые останутся на снегу после каждого животного? (Заячьи, лисьи, ежиные, медвежьи, беличьи, кабаньи, волчьи, лосиные, рысьи.) У кого из этих животных есть копыта? (Лось, кабан. ) А кто впадает в зимнюю спячку? (Ёж и медведь.) Кто из животных ведёт преимущественно ночной образ жизни (Сова, филин, ёж, волк.) Как называется жилище у лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово)? Знаешь ли ты, почему у зайца нет постоянного жилища? (Потому что он всегда прячется и убегает от хищников.)

 

Форма – груша. Тема – фрукты и ягоды.

Слова: груша, апельсин, гранат, киви, абрикос, персик, арбуз, дыня, яблоко, айва, слива, земляника, ежевика, смородина, авокадо, манго.

Какие фрукты и ягоды ты ещё знаешь? (малина, крыжовник, кумкват, алыча…) Какие фрукты не растут в климате нашей страны? Объясни, какие различия и что общего у яблока и груши, у клубники и земляники, у сливы и абрикоса, у дыни и арбуза, у апельсина и мандарина, у ежевики и малины.

Разнообразие возможных вопросов и заданий ограничивается лишь опытом и фантазией взрослого.

 

Форма – нота. Тема – музыканты.

Слова: пианист, скрипач, баянист, домристка, флейтист, барабанщик, гитарист, ударник, трубач.

Найди на карточке слово женского рода. (Домристка.) Измени мужские музыкальные профессии на женские. Как называется профессия человека, который сочиняет музыкальные произведения? (Композитор.) Что делает дирижёр? (Дирижирует, управляет оркестром, показывает, кому, когда вступать.) Каким музыкантам нужен смычок? (Скрипачу,виолончелисту и контрабасисту.) Где учат музыкантов? (В музыкальной школе, музыкальном училище, консерватории.) Куда люди ходят, чтобы послушать музыку? (В филармонию, в концертный зал, костёл….) Каких музыкантов ты знаешь?

 

Форма – якорь. Тема – транспорт.

Слова: троллейбус, велосипед, мотоцикл, трамвай, автобус, машина, карета, вертолёт, самолёт, лодка, корабль, пароход, поезд, метро, такси, катер, паром, ракета, танк.

Назови части транспорта. (Колесо, руль, крылья, кабина, салон, сиденье, мотор, палуба, корма, иллюминатор, капот, кузов, бампер…) Назови транспорт без колёс. (Водный и воздушный транспорт, гусеничный трактор, сани, вездеход на воздушной подушке.) Какой транспорт может двигаться без двигателя, топлива и электричества? (Парусник, карета, лодка, сани.)

 

Форма - чашка с блюдцем.

Тема – напитки.

Слова: чай, лимонад, вода, квас, сок, кумыс, молоко, какао, морс, компот, кефир.

Какие напитки не перечислены на этой карточке? (Кофе, кисель, коктейль, ряженка…) Какие напитки пьют горячими, а какие холодными? Какие напитки сделаны на основе молока?

 

 Еще больше бесед по карточкам вы найдете здесь

 

 

Наши новости

Подробнее »

Подробнее »

Подробнее »

Все новости »

добавить на Яндекс


Комментировать