Буквы, слоги и слова


Буквы, слоги и слова

Тема: Нахождение заданных букв в схемах-картинках, составление новых слов из слогов, по первым звукам заданных слов, рифма, ребусы, твердые/мягкие согласные звуки, задания на внимание и логику. Рассказ по картинке.

Возраст: 5-7 лет

Наполнение:

  • 12 полей,
  • 96 маленьких карточек с заданиями,
  • 12 сюжетных картинок для составления рассказов 
  • методическое пособие

Цель пособия:

  • закрепление навыка деления слова на слоги
  • пополнение словарного запаса
  • формирование орфографической зоркости
  • составление рассказа по картинке



  

Ход занятия:

 

Все поля с маленькими карточками разделены на 4 группы и объединены единой темой и цветовой гаммой:

 

  • задания, связанные с образом букв (карточки № 1, 2, 3)
  • задания со словами (карточки № 4, 5, 6)
  • задания с буквами и звуками (карточки № 7, 8, 9)
  • задания со слогами (карточки № 10,11,12) 

Во время индивидуального занятия участнику выдаётся одно поле и 8 схожих с ним по фону маленьких карточек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для работы в группе от 2 до 8 человек на мини-группу выдаётся одно поле, а маленькие карточки либо поровну распределяются между игроками, либо каждый игрок в свой ход берёт верхнюю маленькую карточку из выложенной на столе стопки и выкладывает её на игровое поле в окошко.

Задача участников: выполняя задание, заполнить игровое поле маленькими карточками.

  

После того как всё игровое поле заполнится маленькими карточками, участникам предлагается проверить правильность выполнения задания. Для этого ведущий или выбранный участник игры переворачивает маленькие карточки каждую на своём месте.

Если задание было выполнено правильно, то при проверке сложится сюжетная картинка. Если картинка не сложилась, то надо найти ошибку и исправить её.

12 сюжетных картинок соответствуют 4 временам года, и условно их можно разделить на 12 календарных месяцев. По каждой из них составляется рассказ о сезонных изменениях в жизни людей, животных, растений.

Дополнительно к каждой сюжетной картинке предлагается по два задания: одно на развитие логики, другое на развитие внимания.

Методические рекомендации:

Если занятие проходит в группе из 2, 3 или 6 человек по одному игровому полю, то можно две маленькие карточки оставить взрослому, остальные поровну раздать каждому играющему. Взрослый начнёт игру, показывая, как выкладывается карточка на игровое поле, и закончит игру, чтобы не оставлять последним игрока-ребёнка.

Маленькие карточки можно использовать отдельно от игровых полей, предлагая дополнительные задания к ним. При этом детям, которые умеют писать, можно предложить выполнить задания письменно в рабочей тетради.

Для всех картинок-проверок мы предлагаем задание: составить рассказ-описание.

Задание можно усложнить, если предложить участникам :

  • употреблять в одном предложении несколько прилагательных или глаголов;
  • придумать и рассказать, что было ДО изображённой ситуации, что будет ПОСЛЕ;
  • придумать рассказ в прошедшем или будущем времени;
  • употребить как можно больше предлогов;
  • придумать рассказ по картинке, чтобы в нём говорилось о каждом персонаже, изображённом на ней.

Задания, связанные с образом букв.

Карточка №1. Задание:

найти такое же сочетание букв, независимо от штриховки.

Обращаем ваше внимание на то, что дети, не умеющие читать, данные слоги воспринимают как два отдельных символа. Предлагаем взрослому называть эти слоги и тем самым развивать как зрительное, так и слуховое восприятие слога.

Задания к картинке-проверке «Зима, зимние забавы»:

 найти ребёнка, отличного от остальных.

Предполагается, что это ребёнок, бегущий на роликах, но при аргументированном ответе отличным от остальных может быть назван каждый из нарисованных детей: по направлению движения, самостоятельности передвижения, эмоции;

найти 7 отличий у снеговиков.

Карточка № 2. Задание:

узнать и различить в сплетении три буквы.                         

Две буквы в сплетении видны хорошо, чтобы найти третью, надо приглядеться, а вертеть карточку не надо.

Дополнительное задание:  назвать три слова, которые начинаются с букв на маленькой карточке.

Для детей школьного возраста предлагаем придумать, как можно расшифровать аббревиатуру из данных трёх букв, или предложение, употребив в нём слова, начинающиеся с этих букв.

Задания к картинке-проверке «Осень в лесу»:

найти животное, отличное от остальных.

Здесь каждое из животных может отличаться от других по окрасу, размеру, питанию, особенностям зимовки;

найти на картинке 7 грибочков.

Карточка № 3. Задание:

восстановить слово по оставшимся фрагментам.

В виде дополнительного задания предлагаем поговорить о лексическом значении тех слов, что удалось восстановить и согласовать их с признаками.

Задайте вопросы: какие бывают пауки (ядовитые и не ядовитые), парки, сады.

 

Задания к картинке-проверке «Зима в лесу»:

найти животное, отличное отостальных.

Предполагается, что это сорока – птица, остальные –млекопитающие.

найти ёлки с одинаковым количеством шишек.

Дополнительное задание: предложить детям сравнить количество шишек на разных ёлках, узнать, на сколько больше на одной, чем надругой. Возможно, и составить задачи об оставшемся количестве шишек на ёлках.

Задания со словами.

Карточка № 4. Задание:

подобрать антонимы.

Для этого задания подобраны слова, которые дети чаще всего называют одинаково «большой/маленький». Обратите внимание на разные названия этого понятия и постарайтесь чаще обращать внимание, когда встречаетесь с подобными названиями в повседневной жизни.

Предлагаем составить предложения с противопоставлениями, например: «У лисы длинный хвост, а у зайца — короткий».

Задания к картинке-проверке «Осень в городе»:

найти собаку, отличную от всех остальных.

Предполагается, что это игрушечная собака, но при определённых аргументах каждая из собак может быть отличной от остальных по размеру, окрасу, лохматости.

Дополнительно можно порассуждать, кто из людей и по какому признаку может быть не таким, как все остальные.

найти все отличия у четырёх зонтиков.

Карточка № 5. Задание:

подобрать рифму.

Перед выполнением задания нечитающих детей ведущий просит назвать картинки на игровом поле. При необходимости поправляет. К слову на маленькой карточке подбирается рифма на игровом поле.

Задания к картинке-проверке «Зима. Новогодний праздник»:

найти сказочного героя, отличного от всех остальных.

Предполагается, что это Кощей Бессмертный как отрицательный персонаж, но практически каждый из героев по определённым признакам может быть отличным от остальных.

каждому сказочному герою найти головной убор и назвать его.

У Буратино это колпак, у Красной Шапочки – шапочка. У Кота в сапогах –шляпа, у Кощея головного убора нет.

Дополнительное задание: предложить участникам вспомнить названия сказок, в которых встречаются эти персонажи, а также авторов сказок.

Карточка № 6. Задание:

заменить одну букву в слове и получить новое слово.

Перед началом выполнения задания ведущий предлагает прочитать или сам прочитывает слова на игровом поле. После этого предлагается заполнить поле маленькими карточками.

Задания к картинке-проверке «Лето. В огороде»:

найти грядку, отличную от остальных.

У нас это грядка с ананасами.

Дополнительное задание:

пересчитать и назвать урожай на остальных грядках, классифицировать урожай на овощи, фрукты и ягоды, что может расти на огороде, вспомнить,для чего выращивают овощи и фрукты, как человек их использует, какая работа требуется в огороде для выращивания урожая, и чем в этом могут помочь взрослым дети.

найти 7 отличий у огородных пугал.

 

Задания с буквами и звуками.

Карточка № 7. Задание:

составить слово из первых букв названий четырёх картинок, изображённых на маленькой карточке.

Сначала предложите назвать изображённые на маленькой карточке предметы, а потом их первые буквы.Ведущий может поправить или помочь дать правильные названия к картинкам.

 

Задания к картинке-проверке «Весна в лесу»:

найти дерево, отличное от остальных.

Каждое дерево по высоте, толщине, принадлежности к хвойным или лиственным и цвету ствола может быть названо таковым.

Дополнительное задание: поговорить о том, какие есть лиственные и хвойные деревья, чем они отличаются друг от друга, чем интересно дерево лиственница, какие плоды у каждого вида дерева и какие изменения происходят у деревьев в разное время года.

найти пары одинаковых птиц и назвать их.

На картинке-проверке изображены сороки, синицы, дятлы, снегири, иволги и без пары остаётся сова.

Дополнительное задание: вспомнить названия других птиц, выяснить, какие птицы относятся к осёдлым, а какие к перелётным, что происходит с птицами в разное время года.

 

Карточка № 8. Задание:

найти слова со схожим твёрдым/мягким звуком в начале слова.

Например: тигр – телевизор.

Дополнительное задание: назвать несколько слов с таким же твёрдым/мягким звуком, как на маленькой карточке.

 

Задания к картинке-проверке «Лето в лесу»:

найти животное, отличное от остальных.

Предполагается, что это ёжик (у него колючки, и он хищник).

Дополнительное задание: вспомнить сказки, героями которых являются дикие животные.

найти 7 насекомых на картинке (бабочка, стрекоза, жук, оса, муравей, гусеница, божья коровка).

 Дополнительное задание: сравнить запасы на деревьях, найти и назвать съедобные и несъедобные грибы, подумать, почему у грибов такие названия, как подосиновик, подберёзовик, лисичка, белый, вспомнить названия лесных ягод.

 

Карточка № 9. Задание:

найти на маленькой карточке лишние буквы, из остальных составить слово, заданное на игровом поле.

Дополнительное задание: назвать первый звук в сложившемся слове, назвать в нём все гласные, все согласные звуки, звонкие/глухие и пары к ним по звонкости/глухости, из букв на маленькой карточке составить как можно больше слов.

Задания к картинке- проверке «Весна пришла...»:

найти ребёнка, отличного от остальных.

Предполагается, что это мальчик в сандалиях, но может быть и мальчик в резиновых сапогах, девочка, мальчик с корабликом в руке.

Дополнительное задание: предложить назвать по-разному обувь, надетую на детей.

найти, чем отличается каждый кораблик.

 

Задания со слогами.

Карточка № 10. Задание:

разделить слово на маленькой карточке на слоги, переставить их и получить новое слово.

Задания к картинке-проверке «Осень. Играем дома»:

найти ребёнка, отличного от остальных.

На данной картинке все дети играют, но девочка за пианино играет на инструменте, а не в игрушки.

Дополнительное задание: предлагаем поговорить о многозначных словах.

найти 7 предметов треугольной формы (ковёр, пирамидка, ваза, лампа, колпак на клоуне, часы на стене, метроном).

Дополнительное задание: словесно описать картинку, используя как можно больше предлогов.

Карточка № 11. Задание:

к картинкам на маленьких карточках надо добавить 1 или 2 слога и получить новое слово – название рисунка на игровом поле.

Задания к картинке-проверке «Лето. Отдых у воды»:

найти ребёнка, отличного от остальных.

Предполагается, что это мальчик на санках, но каждый ребёнок может по какому-то признаку отличаться от остальных детей (единственная девочка, один мальчик передвигается по воде, другой находится в воде).

Дополнительное задание: предлагаем по-разному назвать головные уборы у детей и дать названия игрушечным видам транспорта.

найти на картинке 7 совочков.

 

Карточка № 12. Задание:

На маленьких карточках найти лишний слог, а из оставшихся слогов, составить слова на игровом поле.

Для усложнения задания можно убрать игровое поле, каждому участнику дать по маленькой карточке и предложить составить из данных слогов как можно больше слов.

Задания к картинке-проверке «Весна. 8 марта»:

найти подарок, отличный от остальных.

Это лимонное дерево. Все остальное цветы.

Дополнительное задание : назвать растения в горшках, вспомнить названия садовых, комнатных, лесных цветов.

найти 7 ошибок у художника ( часы без стрелки, коньки на мальчике, хвост у кота, обувь на маме, кружка с двумя ручками, чайник с двумя носиками, перевёрнутая буква «Р» в надписи).

 

 

Автор: Аникушина А.А.

Художник: Двинина Л.В.

Верстка и дизайн: Ивановская Е.В.

Консультант: Свободина Н. Г. логопед высшей квалификационной категории практический психолог, член оргкомитета Российской ассоциации дислексии, почетный работник общего образования РФ

 

 

 

Отзывы на игру от специалистов

Центр детской нейропсихологии.

Наш Центр  в течение 15 лет  специализируется на игровом коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного и школьного возраста. В комплексной коррекции детей с трудностями поведения и обучения в школе мы с удовольствием используем игры УМЦ «Ребус», которые не только интересны и полезны для ребенка, но  в составе комплексной коррекции являются удивительно действенным вспомогательным средством в формировании познавательных процессов детей.

Отдельно хотелось бы отметить пособие, представленное УМЦ «РЕБУС»  «Буквы, слоги и слова».

Пособие рекомендуется  детей от 4 до 7 лет и учебный материал подобран таким образом, что его можно использовать на занятиях  и с детьми дошкольного возраста, начинающим читать и с младшими школьникам.

Игровая форма (лото с проверкой) знакома взрослым и понятна детям и не требует дополнительного времени на объяснения правил. Исполнение пособия позволяет  менять правила в зависимости от целей коррекционной работы и возраста ребенка, что дополнительно способствует формированию механизма произвольности (умения следовать правилам) в психическом развитии ребенка.

Выполнение задания на каждой карточке имеет проверку, что очень важно для воспитания у детей самоконтроля и возможности самостоятельно исправить ошибку. Для любого возраста в достаточном количестве представлен материал для тренировки внимания и памяти. Неоднозначные ответы на предлагаемые задания к картинке помогают подвести детей к аргументации своих ответов и способствуют творческому развитию личности.

Выбрав одну из картинок,  педагог имеет возможность проводить игру как с одним ребенком, так и с малой группой детей. В картинках-проверках заложен материал по смене времен года, что позволяет закрепить знания о сезонных изменениях в природе, учит анализировать информацию и устанавливать закономерности. Веселые сюжетные картинки становятся прекрасным материалом для выполнения ребенком достаточно сложного задания – составления рассказа по картинкам. Разные по наполнению и насыщенности сюжеты можно предложить для описания детям с разной подготовкой.

Красочные картинки и добрые персонажи привлекают внимание детей и располагают на позитивный настрой дальнейшей работы.

В заключение  хочется отметить, что в УМЦ «Ребус» работают профессионалы в области воспитания и развития детей, знающие тонкости подхода к развитию и воспитанию ребенка.  Именно поэтому их игры совпадают как с внутренним миром ребенка, с его желанием видеть все красочное, красивое, естественное и вместе с тем современное, так и с желанием родителей дать своим  детям все самое умное и полезное.


С уважением, директор НицДН,
кандидат психологических наук, специальный психолог

 Соболева Александра Евгеньевна

 

sretenka@bk.ru

8-926-435-30-01


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «СИНЯЯ ПТИЦА»

 

Отзыв

 

         Настольная игра «Буквы, слоги и слова» лото с проверкой, выпущенная Учебно-методическим центром «Ребус» используютяся для работы с младшими школьниками — учениками 1-х классов и дошкольниками 6-ти лет в студиях дополнительного образования, а также в индивидуальной работе учителя-логопеда. В результате использования игрового материала проявился высокий интерес детей, что позволило повысить эффективность работы над расширением активного словаря и увеличением пассивного словаря ребёнка.

         Игра содержит материал, позволяющий заниматься как с дошкольниками, так и учениками первых классов, т.к. содержит материал различного уровня сложности: от простых до олимпиадных заданий. Игровые карточки позволяют работать индивидуально с ребёнком, в парах или в мини-группах, что даёт вариативность форм деятельности для педагога при групповых занятиях, а также при индивидуальных. Задания составлены таким образом, что происходит актуализация имеющихся знаний у детей. Одновременно с этим развивается устойчивое целенаправленное восприятие, пространственная ориентация, краткосрочная и долгосрочная память, умение работать по устной и визуальной инструкции.

 

Адрес: 125495 Москва Донелайтиса д.20

Тел\факс:8(495)949-94-33

ИНН/КПП 7733125966/773301001

E-mail: zvr-tushino@mail.ru 

 

Зам Директор

ГБОУ ЦВР «Синяя птица»

/Тихомирова О.В./

 

 

Видеоролик от наших партнеров

Наши новости

Подробнее »

Подробнее »

Подробнее »

Все новости »

добавить на Яндекс


Комментировать