Тема: логопедия, твердые и мягкие согласные звуки.
Возраст: от 6 лет
Наполнение:
Цель пособия:
Данное учебно-разивающее пособие предназначено для детей разного возраста и уровня подготовки в зависимости от целей и задач занятия. Исходя из этого, подбираются пары дисков для чтения и карточки с заданиями и картинками.
Подготовка дисков к занятиям:
Пары дисков подбираются взрослым исходя из того, какие звуки необходимо автоматизировать конкретному ребенку. Каждой букве соответствуют свои пары дисков (3 пары дисков) и имеют свой цвет. Первая пара дисков, на которой расположены самые простые для чтения слова (открытыте слоги), в качестве разделителя между секторами со слогами используется прерывестая линия. У следующей пары дисков разделитель - точка-тире, а материал для чтения сложнее (закрытые слоги). У пары дисков с наиболее сложными словами (со стечениями согласных) разделителем являются линии из точек.
Цель игры: автоматизировать навык чтения, автоматизировать звукопроизношение, развитие памяти, произвольного внимания, навыка фонемного анализ и синтеза.
Ход игры:
Подобрать пары дисков, опираясь на разметку.
Надеть диски на крепежи и, крутя диски произвольным образом, читать то, что сложилось, говорить получилось ли слово или просто набор букв. В каждой паре дисков есть, так называемый «ключ», если его найти, то прокручивая левый диск по часовой стрелке, а правый - против на каждом шаге будут получаться осмысленные слова.
Пройдя полный круг, можно перейти к следующей паре дисков.
В помощь можно взять карточку с картинками на заданный звук и попытаться найти те слова, которые прочитали на дисках.
Некоторые из этих слов можно разобрать на звуки:
Цель игры: развитие внимания, памяти, фонемного анализа и синтеза.
Ход игры:
В игре используются карточки с картинками. Выбирается одна из карточек. Сначала взрослый загадывает загадки, а ребенок отгадывает, можно договориться, что после пяти правильных ответов загадывать будет ребенок, а отгадывать взрослый. Или же право загадывать переходит к тому, кто отгадал загадку (это в том случае, если в игре принимает участие несколько детей). Задания могут быть очень разнообразными. Например, это животное название которого начинается с гласного звука (ответ: овца). Или: это посуда в названии которой три мягких согласных и один твердый (ответ: чайник).
Цель игры: развитие связной речи и воображения, расширение активного словаря, автоматизация звукопроизношения.
Ход игры:
В игре используются карточки с картинками. Выбирается одна из картинок и участник игры (сначала взрослый, а затем ребенок) объясняет, что это такое или кто это такой. При этом можно составлять предложения с данным словом, говорить, к чему оно относится (посуда, мебель и т.д.), для чего используется. Если игра проходит с целью автоматизации звукопроизношения, то необходимо за этим следить.
Цель игры: развитие грамматического строя речи, воображения, связной речи.
Ход игры:
Используется оборотная сторона дисков.
Первый вариант.
Слева диск с цифрами, справа - с картинками. Сначала левый диск неподвижен, правый вращаем и проговариваем: одна птичка, один ослик, один гусь. Повернули левый диск, он неподвижен, поворачиваем правый и проговариваем: три птички, три ослика, три гуся. Повернули левый диск, он неподвижен, проговариваем: пять птичек, пять осликов, пять гусей.
Второй вариант.
Диски расположены так же, как ив первом варианте. Только вращаем левый диск, а правый неподвижен и проговариваем: одна птичка, три птички, пять птичек. Затем повернули правый диск, он неподвижен, левый вращаем и проговариваем.
Используется оборотная сторона дисков. Работают оба варианта предыдущей игры. Только проговаривать будем качественные прилагательные+предмет. Например: стеклянный цветок, стеклянная курица, стеклянная цапля и т.д.
В игре используется как и в предыдущих оборотная сторона дисков. В паре используем один диск с карандашами, второй с картинками предметов. Произносим прилагательное (свойство предмета) - маленький(крошечный, мелкий, малюсенький ...) - большой (огромный, громадный ...) и предмет. Так же можно изменить название предмета, отразив в нем его размеры: жучок - жук- жучище, ёжик - ёж - ежище, баклажанчик - баклажан - баклажанище .....
На оборотной стороне карточки с картинками подобраны дополнительные задания, часть из которых являются заданиями повышенной сложности. На каждой карточке для отдельно взятого звука подобрано задания разного типа.
Схемы: подобрать слова с указанным на карточке звуком в соответствии с заданной схемой;
Шифровки: подобрать слова, согласно шифровке, где цифра показывает порядковый номер данного звука в слове;
Чистоговорка: проговорить чистоговорку четко произнося слоги с данным звуком;
Скороговорка: произнести четко и без ошибок предложенные варианты скороговорок;
Пословицы и поговорки: объяснить смысл предложенных пословиц и поговорок;
Фразеологический оборот: дать объяснение предложенным фразеологизмам;
Наборщик: из букв предложенного слова надо составить как можно больше слов с заданным звуком.
Анаграммы: переставить предложенный набор букв и получить слово (или новое слово);
Лесенка слов: подобрать слова, которые начинались бы с данной буквы, но каждое следующее слово было бы на одну букву длиннее предыдущего;
Палиндромы: прочитать слова или предложения слева направо, а затем справа налево и увидеть, что в том и в другом случае они читаются одинаково.
Грамматическая арифметика ( на двух карточках вместо палиндромов предлагается данный вариант задания): путем присоединения одних слогов и удаления других получить новое слово.
Полезная информация:
Играют дети из детского сада №1100 (эксперементальная площадка УМЦ "Ребус"), ведущая - Амосова Татьяна Олеговна, логопед с большим стажем
Видеоролик от наших партнеров